» Фразеологизмы «

Для 4 классов

Учитель начального класса: Абидова Наргиза Алимовна

Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Задачи урока:

     предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание  о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;

     личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Используемая технология: ТРКМЧП

 

Формы организации учебной деятельности учащихся:

На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и парная.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Добрый день, ребята!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!

  1. Стадия вызова
  2. Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

  1. Послушайте отрывок из повести  С.Черного  «Дневник Фокса Микки», нам его прочитает …… Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

— Какое сочетание слов так поразило  героя? Чего же он не знал?

— Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

  1. — Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

 

Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы»

— Что такое фразеологизм?

— Где можно узнать значение фразеологизма?

— Какие бывают фразеологизмы?

— Для чего нужны?

  1.  Стадия осмысления

Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

  1. — Тогда я предлагаю вам поработать с информацией. Прочитайте текст, который находится у вас на столах.  Читать будете с пометками: ! – новое, интересное; ? – возник вопрос; + — знал.

— Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно?

  1. Работая с текстом, вы познакомились с понятием «фразеологизмы». Но вы не обратили внимание на информацию, представленную в виде иллюстраций. О чем нам рассказывают они? (Высказывания детей). Как вы думаете, где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову».

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.

  1. 3. Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.
  2. — Замените выделенные фразеологизмы одним словом.

 Я проснулся ни свет ни заря. На душе

   кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго

   бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

  хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

     неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился.

Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметилиЗачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

— Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это? Конечно же, фразеологизмы!

III Стадия рефлексии

  1. Вернемся к нашей таблице ЗХУ.Что вы узнали?
  2. А теперь я вам предлагаю оценить собственную работу на уроке.

И прикрепите на тот фразелогизм, который поможет вам оценить вашу работу.

И заключении, оцените работу своей группы используя данные фразеологизмы.

Не покладая рук

Ни шатко, ни валко

Тяп да ляп

Рука об руку

В поте лица

     Домашнее задание:

  1. С.50 упр.75
  2. Творческое задание: Перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразиологизмы.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под столом

маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу  запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т.д

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать)возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу  запомнить; Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать)возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.