Завоевательные походы Амира Темура

Рисунок1

Завоевательные походы Амира Темура

Провела урок: Буриева М.Л.

Класс: 6 «А»

Цель урока: Сформировать знания учащихся о завоевательных походах эмир Тимура. 

Задачи урока:

Образовательная: охарактеризовать эмира Тимура как одну из ярких личностей, внесших в историю средневековья значительный вклад, рассказать о его происхождении, формировании его как государственного деятеля и военачальника, о его походах. Всесторонне раскрыть значение походов и их последствия.

Развивающая: посредством описания и анализа завоевательной политики эмира Тимура, потрясавшей своими масштабами все Евразийское пространство, развивать у учащихся способность к пониманию политической, экономической, культурной жизни и истории средних веков; умение работать в группах

Воспитательная: посредствам описания мужества и воли народа, ведшего освободительную борьбу против эмира Тимура, прививать учащимся чувства верности Родине и воспитывать волю. Рассказать о значении и роли мавзолея Ходжа Ахмета Яссави, прививать у учащихся уважение к историческим памятникам своей страны; умение слушать своих товарищей, вести беседу.

Оборудование: интерактивная доска (презентация), электронный тест, карты, магнитная доска, компьютеры, дополнительная литература, видеоролик «Эмир Тимур», «Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави».

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверочный этап

III. Объяснение нового материала

  1. Рефлексорный этап
  2. Итоговый этап

VII. Домашнее задание

План урока:

  1. Происхождение Тимура
  2. Приход Тимура к власти
  3. Походы эмира Тимура на земли Золотой Орды
  4. Походы эмира Тимура против Могульского ханства
  5. Мавзолей Кожа Ахмета Яссауи
  6. Последствия походов

Ход урока:

(Приветствие, спросить у детей как они настроены на урок. Объявить тему урока, постановка учащимися цели на урок.

Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В какую страну, это пока останется тайной. Могу вам обещатьнас ожидают интересные приключения, но в то же время дорога нам сулит различные опасности и трудности. Поэтому мы должны быть готовы. В этом нам помогут ваши знания и смекалка. Надеюсь, это путешествие оставит у вас много впечатлений и пополнит ваш багаж знаний. В добрый путь!

Итак, тема нашего урока: Завоевательные походы эмира Тимура.

(открыли тетради, записали дату и тему урока)

Целью нашего урока будет: Знакомство с исторической личностью Тимура (Тамерлана). Мы рассмотрим процесс образования государства Тимура, определим масштабы и последствия его завоевательных походов, дадим оценку личности Тимура. А так же вы узнаете о величайшем среднеазиатском мыслителе, религиозном наставнике Тамерлана и всех мусульман Востока Кожа Ахмете Яссауи.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с великим завоевателем – эмиром Тимуром (Тамерланом). Тимур —одна из крупнейших исторических личностей средневековой истории. Он был жестоким, мудрым, справедливым полководцем.

Ученик 1. Эмир Тимур (Хромой Тимур, Тамерлан),периоды его жизни — 1336-1405гг, место рождения Тимура по историческим источникам имеет два варианта:

  1. Город Туркестан
  2. Местечко Кожа Ильгер на юго-западе города Шахризабс (сов. Узбекистан)

Отец Тимура, Тарагай бек, не был правителем, а был видным бием — советником правителя рода Барлас. Эмир Тимур- полководец, государственный деятель. В письменных исторических источниках о Тимуре говорится (зачитать): «Великолепный наездник, охотник, меткий стрелок, фехтовальщик, смелый и отважный воин, освоивший военное искусство на высоком уровне. Первоначально он возглавлял мелкие военные группы, вскоре становится известным во всей Кашгарии батыром, а с 1361г становится правителем. В молодости во время битвы он был ранен в ногу и с тех пор в истории он известен как «Ақсақ Тимур» (хромой Тимур)».

Учитель: Ребята, как вы думаете, с какой целью Тимур проводил захватническую политику?

Ученики:

  1. С целью расширения территории, установления своей власти, создания мировой империи
  2. Так как вели кочевой образ жизни, то в войнах захватывали пастбища и скот
  3. Пополнить казну, захват богатства.

Учитель: Первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии стали Ак-Орда (Восточный Дешт-и-Кыпчак- от Урала до Западно-сибирской низменности и среднего течения Сырдарьи) и Могулистан. Более подробно о походах Тимура мы сейчас узнаем из видеоролика.

Видеоролик. (Эмир Тимур (Тамерлан))

На доске показана карта завоевательных походов Тимура.

Учитель: А сейчас мы поработаем с учебником. Вы разделились на 3 группы.

1 группа разбирает «Походы эмира Тимура на земли Золотой Орды»

2 группа разбирает «Походы эмира Тимура против Могульского ханства»

3 группа разбирает «Последствия походов»

У вас на столах лежат ватман и маркеры. Вы должны записать основные даты и события, составить конспект, таблицу или опорную схему (кому как удобно) Показать завоевательные походы и кратко рассказать о них.

Алгоритм работы: (раздать каждой группе)

  1. Прочитать
  2. Обсудить
  3. Работа по карте (учебник стр. 122)
  4. Записать основные даты и события
  5. Оставить конспект, таблицу или опорную схему (кому как удобно)
  6. Показать завоевательные походы на доске + рассказ + дополнение из группы.

Учитель подходит к каждой группе и помогает с изучением нового материала.

Основные даты, которые должны выписать учащиеся в ходе работы:

1 группа

1370г Тимур захватил власть в Мавераннахре

1376г к Тимуру прибыл посол от Урус хана с требованием выдать Тохтамыша

1377г хан Урус умер

1377г Тимур-малик нанес поражение Тохтамышу

1380г Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи- Тархан, Крым, орду Мамая

21 января 1391 Тимур выступил против Тохтамыша

18 июня 1391 в местности Кундузча Тохтамыш потерпел поражение

1393г Тохтамыш временно восстановил власть в Золотой орде

1395г новое сражение, где Тохтамыш потерпел поражение.

2 группа

1371-1372г поход Тимура в Могулистан

1371-1390г не однократно совершает походы на Могулистан

1375-1377гг завоеватели прошли через Сайрам и Таласскую долину дошли до р.Или

Весна 1376г Тимур направил войско в Могулистан против правителя Камар ад- дина

1377г Камар ад- дин был разбит дважды1380г Беля орда и Могулистан заключили союз против Тимура

1384-1391г Тимур в ответ на союз совершил ряд походов против Золотой орды и Могулистана

1390г Тимур полностью подчинил себе Могулистан

3 группа

Последствия походов

  1. Упадок экономического положения государств
  2. Политическая зависимость
  3. Захват пленных, огромного количества скота
  4. Огромные людские жертвы
  5. Торможение развития экономических и культурных связей между государствами

Учитель: А сейчас вам необходимо все даты и последствия походов эмира Тимура записать в тетрадь.

Учитель: О величии этого мавзолея мы сейчас узнаем из видеоролика.(Мавзолей Ахмета Яссауи)

Закрепление изученного:

  1. А сейчас вам предлагаю разгадать кроссворд.
  1. Одна из крупнейших исторических личностей XIV-XV веков, завоеватель мира
    2. Первый объект агрессии Тимура
    3. Титул Тимура
    4. Мавзолей в Туркестане, построенный по приказу Тимура в 1397г.
    5. Прозвище Тимура
    6. Мусульманская религия, используемая Тимуром для укрепления власти
    7. Направление последнего военного похода Тимура в 1404-1405гг
    8. Территория между Амударьей и Сырдарьей
  1. Тестирование на ПК. Тема «Завоевательные походы эмира Тимура»

Учитель (вывод): Сегодня мы познакомились с крупным историческим деятелем XIV-XV веков эмиром Тимуром (Тамерланом). Он покорил Белую Орду, Золотую Орду, Могулистан, Иран, Закавказье, Индию, Турцию. И в 1405 году направил свои полчища в Китай. Но по дороге неожиданно заболел и умер в городе Отрар. В постсоветском Узбекистане Тамерлан сделан национальным героем. Однако жители таких узбекских городов, как Хива относятся к этой, безусловно, великой личности весьма неоднозначно – их генетическая память хранит воспоминания о его зверствах.

Рефлексия.

  • Сегодня я узнал
  • Было интересно
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось

Подведение итогов. Оценивание

 Д/З.:  «Каким я представляю эмира Тимура»